В современном мире ситуация складывается так, что люди сейчас нуждаются в профессиональной ресоциализации. Жизнь вокруг нас меняется настолько динамично, настолько быстро исчерпываются опыт и знания, которые были получены в ВУЗах, настолько трудно почерпнуть необходимые рецептурные и инструментальные вещи из традиционных источников информации, что происходят фантастические вещи. Уже вскоре после окончания ВУЗа молодой человек фактически становится перед необходимостью профессионального преображения.
Нет ничего специализированного, все становится междисциплинарным, и транспрофессионализм – вот перспектива, которая нас ждет.
Можно понять тех молодых людей, которые заканчивают бакалавриат факультета психологии и идут в магистратуру на менеджмент, информационные технологии или маркетинг. Они чувствуют происходящие изменения и начинают осознавать, что предметная реальность исчерпала себя. Сегодня мы стоим перед необходимостью понимать не узкоспециализированные предметы, а целые объекты.
Мы давно столкнулись с пониманием этих тенденций. Каждый год в нашей программе появляются новые тематические направления, а это фактически новый взгляд на мир.
Мы в Московской школе практической психологии исходим из нескольких принципиальных представлений.
Во-первых, «учиться» – это возвратный глагол, означающий учить себя. Значит, мы должны создать такие условия, чтобы человек получал удовольствие от обучения. Во-вторых, мы ориентированы на будущее. Нет никакого смысла встречаться в аудиториях, если мы будем учить тому, что нужно только сегодня – мы готовимся к тому, что будет нужно завтра и послезавтра. В-третьих, мы должны не просто пользоваться инструментами, которые показали свою успешность в тех или иных ситуациях, наши слушатели должны обладать фундаментальными знаниями в сфере гуманитарных технологий.
Четвертый важнейший момент – это исследования. Мы очень стараемся, чтобы за дипломными работами наших выпускников – и так оно и получается в 90% случаев – стояли реальные исследования. На практических примерах они должны сформулировать гипотезу, выбрать метод, использовать его, отрефлексировать и критически отнестись к полученным результатам.
Наконец, пятый момент, на который важно обратить внимание. Мы ежегодно выпускаем сборники лучших работ наших слушателей и преподавателей, и издательская деятельность в данном случае не самоцель, это еще одна характеристика профессионализма. Если человек может предъявить публикацию в профессиональном издании, если он может показать, что с его идеями и подходами знакомы коллеги, значит, он профессионал!