Авторская колонка научного руководителя института практической психологии НИУ «ВШЭ» Тахира Базарова
Тахир базаров
«Камешки на ладошке»
Раздел о жизни, воспитании, отношении к себе...
«Иногда мне приходилось сидеть на морском берегу, усыпанном мелкими разноцветными камешками. Они, правда, сначала не кажутся разноцветными — этакая однообразная сероватая масса. Их называют галькой.

Сидя на берегу, невольно начинаешь перебирать камешки вокруг себя. Возьмешь горсть, просеешь сквозь пальцы, возьмешь горсть, просеешь сквозь пальцы… Или возьмешь камешек и бросишь его в воду. Пойдут круги. Снова возьмешь камешек и бросишь в воду. Занятие не то чтобы очень интеллектуальное, но нисколько не хуже домино или подкидного дурака.
Неожиданно один из камешков останавливает ваше внимание. Он округлый, полупрозрачный, но полупрозрачная сердцевина его слегка красновата, как будто в нем растворена капля крови.


Или, напротив, он черный, как лаковый, а по черному лаку — желтый узор, похожий, скажем, на пальму.»
Сколько стоит обложка или профессиональное отношение к делу
Спецпрактикум на факультете психологии МГУ это, как правило, уникальность: все должно быть актуально, инновационно и практично. 1985 год. Все будущие ассессменты – пока ждут своей очереди в иностранных книгах. В стране началась «перестройка». Интерес к психологическим аспектам оценки персонала, не успев возникнуть, динамично набирает темп. Нужно подготовить новую тему для практикума по социальной психологии. Г.М.Андреева поручает мне реализацию этой задачи.

К этому времени у многих из нас уже сложился небольшой опыт проведения учебных занятий в интерактивной форме и понятно, что методика практикума должна строиться именно на таких основаниях. Собираю творческий коллектив. Понимаю, что нужны «академик» и «практик» и оба с блестящим опытом преподавания. И они есть! Это, конечно, В.С.Агеев, человек утонченный и широко эрудированный, и мой однокурсник В.В.Скворцов, человек изощренный в построении различного рода активных форм обучения. После короткого разговора о замысле практикума В.С.Агеев соглашается на авантюру под названием практические кейсы для студентов. Параллельно, В.В.Скворцов принимает вызов – разработать конкретные ситуации, которые будут интересны студентам. «Подводку» материала под сами занятия (т.е. его адаптацию под тему «Аттестация») и собственно их проведение я беру на себя.

«Первый блин» на удивление оказался не только съедобным, но и весьма привлекательным. А аппетит, как известно, приходит во время еды (если она вкусная). И мы всем авторским коллективом принимаем решение опубликовать материалы практикума в издательстве МГУ. Готовим текст. Получаем положительные рецензии от А.И.Донцова и Р.Л.Кричевского. И тут у меня возникает предложение сделать книжку особенной, т.е. придать ей индивидуальность. А сделать это можно только через особую обложку. Коллеги делегировали именно мне этим заняться. В издательстве мне объяснили, что их ответственность состоит в том, чтобы отредактировать и издать книгу типовым образом. Если же у нас есть желание создать «особую» обложку, то это решается в личном разговоре с художником, который находится этажом ниже. Я тут же спустился в мастерскую и объяснил художнику нашу просьбу. Он сказал, что обложка должна соответствовать содержанию книги и я с ним горячо согласился, и стал объяснять, о чем мы пишем. Для большей ясности я воспользовался бумагой и карандашом и стал рисовать то весы, то схематично группу людей на разном расстоянии друг от друга. По ходу разговора у меня (или у нас) стал возникать образ зрительной иллюзии в ситуации пространственной перспективы. Я не стал ни на чем настаивать, предложил художнику самому принять окончательное решение, оставил измаранные мной листы и удалился. Через неделю я созвонился с художником, мы уточнили цвет обложки (договорились, что она будет яркая). На мой вопрос о стоимости работы, художник ответил: «От 50-ти до 120-ти рублей». Я сообщил об этом своим соавторам. Каждый из них, приняв информацию к сведению, сказал: «Значит, с каждого из нас по 40 рублей». Я не был столь категоричным, но на следующую встречу взял с собой именно 120 рублей.

Обложка была ярко оранжевого цвета, на переднем плане были человечки в перспективе. Мне понравилось. На мой вопрос: «Почему выбран именно оранжевый цвет?», был получен простой ответ: «Другого яркого не было». Когда же мы перешли к подведению финансовых итогов, то я был удивлен еще больше. Художник твердым голосом сказал: « С вас 70 рублей». Я отсчитал именно 70 и, передавая их художнику, спросил «А почему не 120?». Я не стал ссылаться на исходную презумпцию своих соавторов («Раз он назвал 120, значит и возьмет именно столько»). Он мне спокойно ответил: «Работа стоит именно 120 рублей, но она состоит из идеи и ее воплощения. Идея ваша, воплощение мое. Следовательно, мне 70, а вам 50». Каково же было удивление моих коллег, когда я им сообщил о результате. Мы все вместе приняли решение, что проведем на кафедре презентацию книги и заработанные неожиданно, но честно 50 рублей используем для организации легкого фуршета для друзей, которым подарим по экземпляру. Так мы и сделали.

А оранжевый цвет стал для меня не только символом инновационности, но и знаком профессионального отношения к делу. Ведь профессионал всегда знает, сколько стоит его труд и труд других профессионалов.

Ваш,
Т.Базаров.
Наши статьи
Мы пишем полезные и интересные статьи на разные темы связанные с психологией в бизнесе и жизни
Как только будет новая статья — вы ее прочитаете первыми!
Мы будем вам присылать анонсы предстоящих мероприятий
Оставьте свои контакты
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности