Спецпрактикум на факультете психологии МГУ это, как правило, уникальность: все должно быть актуально, инновационно и практично. 1985 год. Все будущие ассессменты – пока ждут своей очереди в иностранных книгах. В стране началась «перестройка». Интерес к психологическим аспектам оценки персонала, не успев возникнуть, динамично набирает темп. Нужно подготовить новую тему для практикума по социальной психологии. Г.М.Андреева поручает мне реализацию этой задачи.
К этому времени у многих из нас уже сложился небольшой опыт проведения учебных занятий в интерактивной форме и понятно, что методика практикума должна строиться именно на таких основаниях. Собираю творческий коллектив. Понимаю, что нужны «академик» и «практик» и оба с блестящим опытом преподавания. И они есть! Это, конечно, В.С.Агеев, человек утонченный и широко эрудированный, и мой однокурсник В.В.Скворцов, человек изощренный в построении различного рода активных форм обучения. После короткого разговора о замысле практикума В.С.Агеев соглашается на авантюру под названием практические кейсы для студентов. Параллельно, В.В.Скворцов принимает вызов – разработать конкретные ситуации, которые будут интересны студентам. «Подводку» материала под сами занятия (т.е. его адаптацию под тему «Аттестация») и собственно их проведение я беру на себя.
«Первый блин» на удивление оказался не только съедобным, но и весьма привлекательным. А аппетит, как известно, приходит во время еды (если она вкусная). И мы всем авторским коллективом принимаем решение опубликовать материалы практикума в издательстве МГУ. Готовим текст. Получаем положительные рецензии от А.И.Донцова и Р.Л.Кричевского. И тут у меня возникает предложение сделать книжку особенной, т.е. придать ей индивидуальность. А сделать это можно только через особую обложку. Коллеги делегировали именно мне этим заняться. В издательстве мне объяснили, что их ответственность состоит в том, чтобы отредактировать и издать книгу типовым образом. Если же у нас есть желание создать «особую» обложку, то это решается в личном разговоре с художником, который находится этажом ниже. Я тут же спустился в мастерскую и объяснил художнику нашу просьбу. Он сказал, что обложка должна соответствовать содержанию книги и я с ним горячо согласился, и стал объяснять, о чем мы пишем. Для большей ясности я воспользовался бумагой и карандашом и стал рисовать то весы, то схематично группу людей на разном расстоянии друг от друга. По ходу разговора у меня (или у нас) стал возникать образ зрительной иллюзии в ситуации пространственной перспективы. Я не стал ни на чем настаивать, предложил художнику самому принять окончательное решение, оставил измаранные мной листы и удалился. Через неделю я созвонился с художником, мы уточнили цвет обложки (договорились, что она будет яркая). На мой вопрос о стоимости работы, художник ответил: «От 50-ти до 120-ти рублей». Я сообщил об этом своим соавторам. Каждый из них, приняв информацию к сведению, сказал: «Значит, с каждого из нас по 40 рублей». Я не был столь категоричным, но на следующую встречу взял с собой именно 120 рублей.
Обложка была ярко оранжевого цвета, на переднем плане были человечки в перспективе. Мне понравилось. На мой вопрос: «Почему выбран именно оранжевый цвет?», был получен простой ответ: «Другого яркого не было». Когда же мы перешли к подведению финансовых итогов, то я был удивлен еще больше. Художник твердым голосом сказал: « С вас 70 рублей». Я отсчитал именно 70 и, передавая их художнику, спросил «А почему не 120?». Я не стал ссылаться на исходную презумпцию своих соавторов («Раз он назвал 120, значит и возьмет именно столько»). Он мне спокойно ответил: «Работа стоит именно 120 рублей, но она состоит из идеи и ее воплощения. Идея ваша, воплощение мое. Следовательно, мне 70, а вам 50». Каково же было удивление моих коллег, когда я им сообщил о результате. Мы все вместе приняли решение, что проведем на кафедре презентацию книги и заработанные неожиданно, но честно 50 рублей используем для организации легкого фуршета для друзей, которым подарим по экземпляру. Так мы и сделали.
А оранжевый цвет стал для меня не только символом инновационности, но и знаком профессионального отношения к делу. Ведь профессионал всегда знает, сколько стоит его труд и труд других профессионалов.
Ваш,
Т.Базаров.