Создание благоприятного психологического климата
в коллективе.
Часть 1.
Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Часть 1.

Автор статьи: Гули Базарова,
директор Московской школы практической психологии
"Ситуация, которая сложилась сегодня на рынке обучения стала вызовом именно с методической точки зрения. Перевод программ из оффлайна в онлайн - это не прямой перевод, а творческий процесс, который предусматривает умелое использование методических подходов. Видно, что те, кто и раньше уделял много внимания этой составляющей, испытывают меньше трудностей, чем те, кто думал, что методика это просто нечто сопутствующее тренерской работе" - Тахир Юсупович Базаров.
Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать. В связи с этим перед руководителями стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом.

Благоприятный психологический климат способствует продуктивной трудовой деятельности, повышает работоспособность, мотивацию персонала, тогда как в отсутствие такового можно столкнуться с известным в мировом менеджменте понятием итальянской забастовки, когда человек на рабочем месте буквально следует своим должностным инструкциям, не выходя за их рамки.

Руководителям важно уделять внимание психологическому состоянию работников внутри коллектива, а также слаженности их взаимодействия для достижения целей всей организации.


Ключевые факторы, влияющие на формирование в коллективе благоприятного психологического климата

Миссия и перспективы развития компании

Пример индикаторов наличия данного фактора:

  • любой сотрудник может дать уверенный ответ на вопрос о целях компании и о своих личных целях на год;
  • цели структурного подразделения определяются совместно с сотрудниками подразделения, а не единолично руководителем;
  • ежегодно проводятся выездные конференции для ключевых сотрудников компании по подведению итогов года и постановке целей на следующий год.

Сотрудники понимают и принимают миссию компании, разделяют ее стратегические цели и точно знают, как их ежедневная работа приближает организацию к их достижению. Цели и задачи компании являются для сотрудников важными, интересными и даже амбициозными.



Физические условия и организация труда

Пример индикаторов, сообщающих о наличии данного фактора:

  • при проектировании офиса и рабочих мест в компании учитываются пожелания сотрудников;
  • в компании отлажены и продуманы бизнес-процессы
  • информационные потоки направлены вниз, вверх и по горизонтали. Каждый сотрудник имеет доступ к любой информации, необходимой ему для решения рабочих задач.

Если сотрудникам требуются ручки, файлы, папки и прочие принадлежности, а на складе канцтовары всегда отсутствуют, потому что «поставщик не доставил», и приходится все покупать за свои деньги, как это скажется на настроении персонала? А если рабочее место расположено прямо под кондиционером, или сотрудник является одним из пяти менеджеров по работе с клиентами банка, а кнопка открывания двери клиентам находится у него под столом? К сожалению, таких примеров, порой совершенно абсурдных, очень много. И сколько бы руководители не возмущались: «Они что, маленькие, не могут сказать о неудобстве, обязательно доводить ситуацию до конфликта!», порой ничего не меняется (говори, не говори). А потом кто-то удивляется тому, что сотрудники недовольны компанией.



Удовлетворенность сотрудника работой

Пример индикаторов, свидетельствующих о наличии данного фактора:

  • сотрудники выполняют свою работу и рассказывают о ней с энтузиазмом;
  • сотрудники по итогам оценки, совместно с руководителем и специалистом HR-отдела формулируют индивидуальный план развития на год, что позволяет им всегда знать, какой шаг в развитии будет следующим;
  • компания реализует проекты по развитию персонала, проводит ротацию.

Иерархия мотивов у всех сотрудников разная, поэтому руководителю важно понимать, какая именно работа нужна каждому из них: кому-то – интересная, кому-то – «с вызовом», кто-то мечтает о карьере и счастлив делать работу, которая находится в зоне ответственности коллеги или руководителя, а кому-то нужна спокойная и постоянная трудовая деятельность. Располагая такими сведениями, руководитель старается распределить весь объем стоящих перед подразделением задач в соответствии с особенностями сотрудника, его сильными и слабыми сторонами. Некоторые руководители учитывают психотип человека и его иерархию мотивов. Однако бывает так, что работник вынужден выполнять рутинные обязанности, и это дается ему с трудом. В такой ситуации общая атмосфера в команде, поддержка, а иногда и помощь коллег являются важными составляющими, повышающими удовлетворенность человека от выполнения несвойственной ему работы.


Продолжение следует.
Наши статьи
Мы пишем полезные и интересные статьи на разные темы связанные с психологией в бизнесе и жизни
Как только будет новая статья — вы ее прочитаете первыми!