Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать. В связи с этим перед руководителями стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом.
Благоприятный психологический климат способствует продуктивной трудовой деятельности, повышает работоспособность, мотивацию персонала, тогда как в отсутствие такового можно столкнуться с известным в мировом менеджменте понятием итальянской забастовки, когда человек на рабочем месте буквально следует своим должностным инструкциям, не выходя за их рамки.
Руководителям важно уделять внимание психологическому состоянию работников внутри коллектива, а также слаженности их взаимодействия для достижения целей всей организации.
Ключевые факторы, влияющие на формирование в коллективе благоприятного психологического климата Миссия и перспективы развития компании Пример индикаторов наличия данного фактора:
- любой сотрудник может дать уверенный ответ на вопрос о целях компании и о своих личных целях на год;
- цели структурного подразделения определяются совместно с сотрудниками подразделения, а не единолично руководителем;
- ежегодно проводятся выездные конференции для ключевых сотрудников компании по подведению итогов года и постановке целей на следующий год.
Сотрудники понимают и принимают миссию компании, разделяют ее стратегические цели и точно знают, как их ежедневная работа приближает организацию к их достижению. Цели и задачи компании являются для сотрудников важными, интересными и даже амбициозными.
Физические условия и организация труда Пример индикаторов, сообщающих о наличии данного фактора:
- при проектировании офиса и рабочих мест в компании учитываются пожелания сотрудников;
- в компании отлажены и продуманы бизнес-процессы
- информационные потоки направлены вниз, вверх и по горизонтали. Каждый сотрудник имеет доступ к любой информации, необходимой ему для решения рабочих задач.
Если сотрудникам требуются ручки, файлы, папки и прочие принадлежности, а на складе канцтовары всегда отсутствуют, потому что «поставщик не доставил», и приходится все покупать за свои деньги, как это скажется на настроении персонала? А если рабочее место расположено прямо под кондиционером, или сотрудник является одним из пяти менеджеров по работе с клиентами банка, а кнопка открывания двери клиентам находится у него под столом? К сожалению, таких примеров, порой совершенно абсурдных, очень много. И сколько бы руководители не возмущались: «Они что, маленькие, не могут сказать о неудобстве, обязательно доводить ситуацию до конфликта!», порой ничего не меняется (говори, не говори). А потом кто-то удивляется тому, что сотрудники недовольны компанией.
Удовлетворенность сотрудника работой Пример индикаторов, свидетельствующих о наличии данного фактора:
- сотрудники выполняют свою работу и рассказывают о ней с энтузиазмом;
- сотрудники по итогам оценки, совместно с руководителем и специалистом HR-отдела формулируют индивидуальный план развития на год, что позволяет им всегда знать, какой шаг в развитии будет следующим;
- компания реализует проекты по развитию персонала, проводит ротацию.
Иерархия мотивов у всех сотрудников разная, поэтому руководителю важно понимать, какая именно работа нужна каждому из них: кому-то – интересная, кому-то – «с вызовом», кто-то мечтает о карьере и счастлив делать работу, которая находится в зоне ответственности коллеги или руководителя, а кому-то нужна спокойная и постоянная трудовая деятельность. Располагая такими сведениями, руководитель старается распределить весь объем стоящих перед подразделением задач в соответствии с особенностями сотрудника, его сильными и слабыми сторонами. Некоторые руководители учитывают психотип человека и его иерархию мотивов. Однако бывает так, что работник вынужден выполнять рутинные обязанности, и это дается ему с трудом. В такой ситуации общая атмосфера в команде, поддержка, а иногда и помощь коллег являются важными составляющими, повышающими удовлетворенность человека от выполнения несвойственной ему работы.
Продолжение следует.