В настоящее время необходимо выстраивать систему карьерного сопровождения студентов и выпускников вузов с целью помощи в поиске первого места работы, адаптации к профессиональной деятельности и осознанного выстраивания собственной карьеры. Проведение специального курса, учитывающего интересы и потребности студентов и выпускников, может стать важной частью системы карьерного сопровождения в учебных заведениях.
Разработанная мной программа курса «Старт твоей карьеры» позволит студентам и выпускникам учебных заведений приобрести необходимые знания и навыки для самостоятельного поиска работы и выстраивания собственной карьеры в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Выпускникам вузов важно научиться прогнозировать изменения рынка труда, происходящие под влиянием диджитализации различных отраслей экономики, и данный курс может стать отправной точкой для развития навыков долгосрочного планирования карьеры.
В современном мире успешная карьера предполагает готовность человека к изменениям и обучению в течение всего периода трудовой деятельности.
Цели курса «Старт твоей карьеры»:
· сформировать у слушателей представление о собственной карьере, сформулировать карьерные цели на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
· сформировать у слушателей установку на управление собственной карьерой;
· способствовать осознанию своих сильных сторон и зон развития;
· познакомить слушателей с рынком труда и каналами поиска работы;
· дать конкретные рекомендации по устройству на работу (составление резюме, прохождение собеседований, адаптация на новом месте работы);
· оказать психологическую поддержку молодым специалистам на этапе начала профессиональной деятельности.
Целевая аудитория курса: студенты и выпускники старших курсов высших учебных заведений, начинающие специалисты. Предполагаемый возраст целевой аудитории: 20 -25 лет.
Организационные моменты курса.
Продолжительность занятий: 7 занятий по 4 академических часа, всего 28 аудиторных часов.
Предполагаемое количество слушателей в группе: 10 – 15 человек.
Формат проведения курса:
· занятия для студентов конкретного учебного заведения;
· открытый формат (по предварительной записи).
Используемые методы работы с группой: лекции, групповые дискуссии, групповые и индивидуальные упражнения, тестирование.
Основные потребности выбранной возрастной группы слушателей курса в контексте профессиональной деятельности
В соответствии с возрастной периодизацией период 20 - 25 лет соответствует ранней взрослости.
Одной из задач ранней взрослости является начало профессионализации (становление личности как профессионала).
Выбранная целевая аудитория относится к первому трудоспособному возрасту (от 15 до 30 лет), который связан с активным поиском карьерных возможностей.
Задачи выбранной возрастной категории слушателей в соответствии с различными концепциями профессионализации
В соответствии с концепцией профессионального становления Климова Е.А. выбранная целевая аудитория соответствует стадии адепта либо адаптанта.
Адепт – человек, ставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. К этой категории относятся студенты, получающие среднее или высшее профессиональное образование, а также ученики мастеров – наставников на производстве. В зависимости от выбранной профессии, стадия адепта может быть кратковременной (до 2 – 3 месяцев) либо продолжаться несколько лет.
Адаптант – молодой специалист, находящийся в процессе адаптации к профессиональной деятельности. Адаптация к профессиональной деятельности включает освоение практических приемов и нюансов профессии, а также норм и требований профессионального сообщества, в которое входит молодой специалист.
В соответствии с концепцией Д.Сьюпера выбранная целевая аудитория находится на этапе исследования (15 -24 года) либо на этапе пробы стадии консолидации (25 -30 лет).
На стадии исследования человек пробует себя в различных видах занятий и оценивает свои способности в процессе обучения. Главная задача этой стадии – исследование мира профессий и уточнение плана карьеры.
На этапе пробы стадии консолидации происходит самоутверждение специалиста в выбранной сфере деятельности либо повторный выбор.
Психологические характеристики выбранной целевой аудитории курса
Согласно теории поколений (Н. Хоу, У. Штраусс) большая часть целевой аудитории курса относится к поколению Z (1995 -2012 годы рождения). Старшие представители поколения Z уже включились в профессиональную деятельность либо выходят на рынок труда, что приводит к трансформации рабочей среды.
Данное поколение имеет значительные отличия от предыдущих поколений: традиционалистов, беби – бумеров, поколения Х, поколения Y.
Дэвид и Иона Стиллман в своей книге «Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык»* выделяют следующие особенности поколения Z.
1)Погружение в цифровой мир. Виртуальный мир становится частью реального мира поколения. Поколение Z активно использует виртуальные инструменты для удовлетворения собственных потребностей и решения проблем. Представители данного поколения при поиске работы часто делают выбор в пользу компании с высоким уровнем диджитализации бизнес - процессов. Молодые сотрудники поколения Z могут быть полезны компаниям в реализации проектов, связанных с внедрением технологических инноваций. В течение последних 10 лет появились новые профессии, связанные с применением цифровых технологий (разработчик приложений для мобильных устройств, дизайнер пользовательского интерфейса, менеджер социальных сетей и др.). Согласно прогнозам исследователей Университета Дьюка (США), до 65 % нынешних учащихся школы в будущем будут заниматься новыми специализациями. Кроме того, с выходом на рынок труда молодых специалистов поколения Z становится все более актуальным вопрос о возможности работать в удаленном режиме.
*Дэвид Стиллман, Иона Стиллман. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
2)Высокая степень персонализации. Представители поколения Z проявляют высокую заинтересованность в поиске и создании собственного имиджа и стараются персонализировать все, что их окружает. В профессиональной сфере это может выражаться в стремлении к персонализации названия должности, должностной инструкции, возможностей обучения и развития, получения обратной связи и оценки выполненной работы.
Эта особенность может приводить к трудностям адаптации к рабочей среде, где придается большое значение формальным требованиями и ограничениям (например, в крупных компаниях с государственным участием).
3)Прагматичность мировоззрения. Эта особенность проявляется, в том числе, в части планирования карьеры и подготовки к профессиональной деятельности: представители поколения Z стараются оценить целесообразность собственных усилий и материальных затрат для достижения той или иной цели.
4)Синдром упущенной выгоды. Молодые люди, относящиеся к поколению Z, опасаются упустить что-то важное для себя. При этом опасение упустить выгодную либо интересную возможность преобладает над страхом неудачи. Как следствие, они стремятся быть в курсе новых веяний, стараются извлечь максимум пользы из ситуации. Готовы к новым вызовам и совмещению нескольких функций на рабочем месте (при условии понятных перспектив карьерного и профессионального развития).
В то же время представители поколения Z часто испытывают неудовлетворенность, так как считают, что продвигаются недостаточно быстро (либо не в том направлении). Они получают большой объем информации из интернета, но часто не успевают вникнуть в суть.
5)Отстаивание собственной независимости. Многие молодые люди поколения Z разделяют концепцию «сделай сам». Они предпочитают выполнить задачу самостоятельно, а не в составе группы, чтобы получить заслуженное признание и не делить его с другими.
Кроме того, молодые специалисты поколения Z часто разделяют идею «побочного» бизнеса, который можно вести в свободное от основной работы время собственными силами.
6)Мотивированность и высокая конкурентность. Высокий уровень мотивированности и конкурентности часто приводит к завышенным ожиданиям молодых людей относительно собственного карьерного продвижения.
Представители поколения Z стремятся победить в конкурентной борьбе, поэтому придают важное значение собственному здоровью и хорошему самочувствию. В числе значимых факторов, влияющих на выбор будущего работодателя, - возможность компании предоставить сотрудникам хорошую медицинскую страховку и комфортные условия труда.
Особенность когнитивной сферы поколения Z – склонность к многозадачности
Многозадачность - одновременное выполнение нескольких задач либо быстрое переключение между ними. Феномен многозадачности активно изучается психологами с 90-х годов XX века. В основе многозадачности – рабочая память (способность удерживать информацию, которая нужна для текущей деятельности), «флюидный интеллект» (скорость и точность обработки информации, которая нужна для текущей деятельности) и произвольное внимание. Способность к многозадачности позволяет быстро ориентироваться в потоке информации. В то же время многозадачность может приводить к недостаточной глубине проработки информации, более быстрому забыванию содержания выполняемых задач и в ряде случаев – к увеличению временных затрат, по сравнению с последовательным выполнением действий. Кроме того, исследователи высказывают опасения о том, что систематический режим многозадачности может приводить к избыточной нагрузке на нервную систему и способствовать большей отвлекаемости при выполнении любой деятельности.
Исследователи выделяют «цифровую» многозадачность («мультитаскинг»), связанную с совмещением современных технологий. В узком смысле под цифровой многозадачностью подразумевается совмещение нескольких технологий, например, просмотр фильмов одновременно с работой или игрой за компьютером. В широком смысле – это использование цифровых технологий параллельно с другими видами деятельности либо многозадачность в рамках одной технологии (например, мониторинг новостей, где нужно слушать диктора, следить за бегущей строкой внизу экрана или биржевыми котировками в углу экрана и т.д.).
Представления студентов и выпускников высших учебных заведений об идеальной работе
Согласно результатам исследования Лаборатории политических исследований НИУ ВШЭ, проведенном в марте – июне 2017 г., наиболее значимыми для студентов являются следующие факторы: возможности для карьерного роста, возможность гармонично сочетать профессиональную и личную / семейную жизнь, отсутствие угрозы потерять работу (стабильность). Согласно данному исследованию, при выборе работы студенты придают большее значение перспективам карьерного и профессионального развития и имиджу работодателя (престижность, социальные гарантии), чем возможности получить высокий доход уже на первом этапе работы.
Результаты исследования: